Предупреждение задержки речевого развития детей в возрасте 2-3 лет в условиях кружковой деятельности
Автор: Баженова Елизавета Владимировна
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 2 -3 ЛЕТ
В УСЛОВИЯХКРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принимая во внимание Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), воспитание сегодня – это стратегическая задача, поставленная в рамках обозначенной ступени обучения. Это обуславливается тем, что регулярно меняются общественные настроения, которые приводят к переоценке моральных, а также нравственных качеств. Соответственно, порождается дуализм в сознании, ряд противоречий.
За последние 20 лет статистика диагностированных нарушений развития психической и эмоциональной сферы детей выросла больше чем в 30 раз. При этом неуклонно растет число детей с отклонениями в речевом развитии (в частности с задержкой речевого развития). Согласно статистике, ВОЗ за 2019-2020 год, количество детей с данным нарушением в мире увеличилось на 270 % Важнейшей причиной актуальности этой проблемы становится то, что в современном обществе появляется много новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья.
Развитие речи является одним из важнейших аспектов развития ребенка. Особенно важно начать работу над развитием речи в раннем возрасте, когда мозг ребенка находится в периоде наибольшей пластичности. Кружковая деятельность предоставляет отличную возможность для развития речи у детей в возрасте 2-3 лет.
В кружковой деятельности дети вступают в контакт с другими детьми и взрослыми, что способствует развитию их коммуникативных навыков. Взаимодействие с другими детьми помогает развивать умение слушать и отвечать на вопросы, а также учиться выражать свои мысли и чувства словами. Взаимодействие с взрослыми, в свою очередь, помогает детям учиться новым словам и фразам, а также развивать навыки общения. В кружковой деятельности также используются различные игры и упражнения, которые способствуют развитию речи.
Анализ состояния развития детей среднего возраста в детском саду показывает, что в средней группе все чаще встречаются дети с задержками в развитии речи. Это может привести к замедлению психических процессов у детей, которые не достигли необходимого уровня развития речи для своего возраста, что впоследствии может повлечь серьезные проблемы в учебе в школе. Для того чтобы сократить количество детей с отставанием в развитии речи к моменту поступления в среднюю группу, необходимо уделить больше внимания качественной работе над развитием речи у детей в возрасте от 2 до 3 лет.
На сегодняшний день появилось инновационное средство, которое поможет развивать мелкую моторику, психические процессы и расширять активный словарный запас детей в увлекательной форме – это кинетический песок.
Нами была разработана программа кружковой деятельности по предупреждению задержки речевого развития с использованием кинетического песка. В программе используются игры на развитие словаря, грамматического стоя речи, связной речи.
Значение игр с использованием кинетического песка для детей 2-3 лет с ЗРР заключается в том, что данные игры побуждают детей к общению друг с другом, развитию мелкой моторики, что способствует развитию речи.
Подводя итог хотелось бы отметить, что кружковая деятельность играет важную роль в развитии речи у детей 2-3 лет. Она предоставляет возможность для взаимодействия с другими детьми и взрослыми.