Особенности обследования речевого аппарата у детей младшего школьного возраста
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
Учитель-логопед собирает анамнез у ребенка, изучает заключение специалистов (воспитателя, учителя, педиатра, невропатолога, отоларинголога, психиатра и т.д.). Потом приступает к изучению особенностей строения речевого аппарата, звукопроизношения, фонематического восприятия, объема пассивного и активного словарного запаса, уровня сформированности грамматического строя речи. У детей младшего школьного возраста осуществляется диагностика устной и письменной речи.
Так как чаще всего родители посещают учителя-логопеда с жалобами на неправильное звукопроизношение остановимся на обследования мышц речевого аппарата.
На первом приеме у логопеда, ребенок чувствует себя скованно и неуверенно. Логопеду необходимо расположить к себе внимание ребенка. Этому способствуют игровые моменты: угадывание его имени, яркие картинки, игрушки и т.д. После установления контакта можно приступить к диагностическому обследованию мышц артикуляционного аппарата.
Учитель-логопед в ходе обследования может использовать специальные зонды, шпатели, большое и индивидуальное зеркала. Важно помнить, что все инструменты должны быть стерильны и использовать их только в крайних случаях. Все упражнения для обследования мышц артикуляционного аппарата сначала проводятся только по подражанию.
В результате диагностики мышц артикуляционного аппарата выявляется степень подвижности, переключаемости, гибкости, эластичности, утомляемости и точности мышц артикуляционного аппарата. Очень важно обратить внимание на то, как ребенок выполняет предлагаемые ему мимические и артикуляционные упражнения сначала по подражанию без зеркала, затем по подражанию перед зеркалом и только потом самостоятельно с использованием словесной инструкции.
Необходимо помнить, что логопедический диагноз можно поставить не с первого раза, а в процессе работы с ребенком.
В данной таблице 1 представлен алгоритм обследования мышц артикуляционного аппарата с минимальным набором упражнений и фиксированием примерного результата обследования ребенка.
Таблица 1.
Содержание обследования |
Описание задания |
Результаты обследования |
Обследование жевательно-артикуляционных мышц |
· Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 30 · Опустить, оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Повторить комплекс 5 раз
· Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать ее в таком положении от 1 до 5 · Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5 |
· Нижняя челюсть не статична
· Упражнение не получается, челюсть опускает, но не оттягивает назад, жалуется на усталость · Ребенок жалуется на усталость и боль в области скул |
Обследование мимико-артикуляционных мышц |
· Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удерживать положение под счет от 1 до 5
· Растянуть мышцы лица так, как при широкой улыбке, и раскрыть рот. Удерживать положение от 1 до 3 · Одновременно приподнять оба угла рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5
· Поочередно поднимать левую и правую щеки. Упражнение повторить 5 раз |
· Ребенку сложно одновременно выполнить две инструкции. Сначала прошу сморщить лицо, а потом выдвинуть губы вперед
· Ребенок не удерживает улыбку, утомляется. Отмечается саливация.
· Ребенок с упражнением справился, но утомляемость наступает быстро · Ребенок поднимает обе щеки сразу |
Обследование мышц языка |
· Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5 · Открыть рот и высунуть язык как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5 · Открыть рот, высунуть язык, делать его то широким - лопатой, то узким - жалом. Повторить 5 раз |
· Задание ребенок выполняет, но в статичной позе язык удерживает мало, саливация.
· Ребенок язык из полости рта высовывает, но язык остается широким
· Ребенок не может сделать язык узким, во время упражнения убирает язык в рот, саливация |
Обследование мышц губ |
· Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5 · Плотно сжать губами пластмассовую трубочку. Логопед пытается ее отнять, а ребенок старается удержать ее как можно дольше. Упражнение повторить 5 раз · Набрать в рот как можно больше воздуха и при сомкнутых губах постепенно выпускать его поочередно то с правого угла рта, то с левого, затем с обоих одновременно
|
· Ребенок упражнение выполняет, но быстро утомляется, саливация
· Ребенок сжимает трубочку слабо
· У ребенка упражнение не получается, выпускает воздух через рот |
Обследование мышц щек |
· Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 5 · Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую 5 раз
· Втянуть щеки в ротовую полость между зубами. Удерживать положение под счет от 1 до 5 |
· Ребенок щеки надувает, но воздух удерживает плохо
· Ребенок выполняет упражнение правильно 2 раза, быстро утомляется · Ребенок старается выполнить упражнение, но «отпускает» то правую, то левую щеку |
Обследование мышц мягкого неба |
· Ребенок долго дует на «Султанчик». Логопед, держа ватку возле носа ребенка, следит за утечкой воздуха через носовые ходы |
· Воздушная струя наполненная, воздух начинает проходить через нос ближе к концу задания. |
Таким образом, точная диагностика мышц артикуляционного аппарата поможет увидеть полную картину всех имеющихся у ребенка проблем и спланировать комплекс коррекционно-развивающих занятий по их устранению.