+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Особенности обследования речевого аппарата у детей младшего школьного возраста

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Краткое описание работы
Консультация для педагогов и родителей.

Учитель-логопед собирает анамнез у ребенка, изучает заключение специалистов (воспитателя, учителя, педиатра, невропатолога, отоларинголога, психиатра и т.д.). Потом приступает к изучению особенностей строения речевого аппарата, звукопроизношения, фонематического восприятия, объема пассивного и активного словарного запаса, уровня сформированности грамматического строя речи. У детей младшего школьного возраста осуществляется диагностика устной и письменной речи.

Так как чаще всего родители посещают учителя-логопеда с жалобами на неправильное звукопроизношение остановимся на обследования мышц речевого аппарата.

На первом приеме у логопеда, ребенок чувствует себя скованно и неуверенно. Логопеду необходимо расположить к себе внимание ребенка. Этому способствуют игровые моменты: угадывание его имени, яркие картинки, игрушки и т.д. После установления контакта можно приступить к диагностическому обследованию мышц артикуляционного аппарата.

Учитель-логопед в ходе обследования может использовать специальные зонды, шпатели, большое и индивидуальное зеркала. Важно помнить, что все инструменты должны быть стерильны и использовать их только в крайних случаях. Все упражнения для обследования мышц артикуляционного аппарата сначала проводятся только по подражанию.

В результате диагностики мышц артикуляционного аппарата выявляется степень подвижности, переключаемости, гибкости, эластичности, утомляемости и точности мышц артикуляционного аппарата. Очень важно обратить внимание на то, как ребенок выполняет предлагаемые ему мимические и артикуляционные упражнения сначала по подражанию без зеркала, затем по подражанию перед зеркалом и только потом самостоятельно с использованием словесной инструкции.

Необходимо помнить, что логопедический диагноз можно поставить не с первого раза, а в процессе работы с ребенком.

В данной таблице 1 представлен алгоритм обследования мышц артикуляционного аппарата с минимальным набором упражнений и фиксированием примерного результата обследования ребенка.

Таблица 1.

Содержание обследования

Описание задания

Результаты обследования

Обследование жевательно-артикуляционных мышц

·                   Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 30

·                   Опустить, оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Повторить комплекс 5 раз

 

·                   Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать ее в таком положении от 1 до 5

·                   Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5

·                   Нижняя челюсть не статична

 

 

 

·                   Упражнение не получается, челюсть опускает, но не оттягивает назад, жалуется на усталость

·                   Ребенок жалуется на усталость и боль в области скул

Обследование мимико-артикуляционных мышц

·                   Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удерживать положение под счет от 1 до 5

 

 

 

 

·                   Растянуть мышцы лица так, как при широкой улыбке, и раскрыть рот.  Удерживать положение от 1 до 3

·                   Одновременно приподнять оба угла рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5

 

·                   Поочередно поднимать левую и правую щеки. Упражнение повторить 5 раз

·                   Ребенку сложно одновременно выполнить две инструкции. Сначала прошу сморщить лицо, а потом выдвинуть губы вперед

 

·                   Ребенок не удерживает улыбку, утомляется. Отмечается саливация.

 

·                   Ребенок с упражнением справился, но утомляемость наступает быстро

·                   Ребенок поднимает обе щеки сразу

Обследование мышц языка

·                   Открыть рот, высунуть широкий язык так, чтобы он, не напрягаясь, касался боковыми краями углов рта. Удерживать положение под счет от 1 до 5

·                   Открыть рот и высунуть язык как можно дальше кончик языка. Удерживать положение под счет от 1 до 5

·                   Открыть рот, высунуть язык, делать его то широким - лопатой, то узким - жалом. Повторить 5 раз

·                   Задание ребенок выполняет, но в статичной позе язык удерживает мало, саливация.

 

 

 

·                   Ребенок язык из полости рта высовывает, но язык остается широким

 

·                   Ребенок не может сделать язык узким, во время упражнения убирает язык в рот, саливация

Обследование мышц губ

·                   Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5

·                   Плотно сжать губами пластмассовую трубочку. Логопед пытается ее отнять, а ребенок старается удержать ее как можно дольше. Упражнение повторить 5 раз

·                   Набрать в рот как можно больше воздуха и при сомкнутых губах постепенно выпускать его поочередно то с правого угла рта, то с левого, затем с обоих одновременно

 

·                   Ребенок упражнение выполняет, но быстро утомляется, саливация

 

 

·                   Ребенок сжимает трубочку слабо

 

 

 

 

 

 

·                   У ребенка упражнение не получается, выпускает воздух через рот

Обследование мышц щек

·                   Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 5

·                   Надуть щеки, перегонять воздух из одной щеки в другую 5 раз

 

·                   Втянуть щеки в ротовую полость между зубами. Удерживать положение под счет от 1 до 5

·                   Ребенок щеки надувает, но воздух удерживает плохо

 

·                   Ребенок выполняет упражнение  правильно 2 раза, быстро утомляется

·                   Ребенок старается выполнить упражнение, но «отпускает» то правую, то левую щеку

Обследование мышц мягкого неба

·                   Ребенок долго дует на «Султанчик».  Логопед, держа ватку возле носа ребенка, следит за утечкой воздуха через носовые ходы

·                   Воздушная струя наполненная, воздух начинает проходить через нос ближе к концу задания.

 

Таким образом, точная диагностика мышц артикуляционного аппарата поможет увидеть полную картину всех имеющихся у ребенка проблем и спланировать комплекс коррекционно-развивающих занятий по их устранению.