Нарушение артикуляционной моторики. Особенности коррекции звукопроизношения
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
Нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи характерно для детей, имеющих дефекты в работе мышц речевого аппарата (дизартрии). Основными проявлениями при нарушении иннервации мышц речевого аппарата являются:
1. Нарушен мышечный тонус речевой мускулатуры.
2. Ограничен диапазон произвольности артикуляционной моторики.
3. Нарушено дыхание и голосообразование.
Существуют общие клинические проявления, которые свойственны для детей при различных видах дизартрических нарушений:
- у детей плохо развита жевательная, глотательная функция;
- у детей процесс приема пищи нередко сопровождается покашливанием;
- у детей наблюдается смазанное непонятное, интонационно- невыразительное и монотонное речевое высказывание;
- у детей наблюдается глухость и носовой оттенок в голосе.
При нарушении работы мышц речевого аппарата при органическом повреждении речедвигательных механизмов центральной нервной системы наблюдается сочетание с недоразвитием других речевых компонентов: фонематического восприятия, грамматического строя речи, лексической составляющей родного языка.
Подробнее рассмотрим вопрос, который касается коррекции звукопроизношения при дизартрическом дефекте. Нужно сразу уточнить, что при данной проблематике используется только принцип индивидуального подхода. При нарушенном звукопроизношении нескольких групп звуков актуально соблюдать последовательность в их постановке. На первый план для коррекционной работы выбираются те звуки, которые у ребенка сформировались правильно или получаются чисто в звуковом плане при использовании артикуляционного уклада. А также упор делается на моторные координации, которые наиболее просты для ребенка.
Перед тем, как вызвать или поставить дошкольнику звук, нужно начать работу по дифференциации его на слух. При моделировании определенного артикуляционного уклада, учитель – логопед стимулирует вызывание сначала изолированного звучания проблемной фонемы, а уже после того, как изолированный звук производится ребенком в чистом виде переходить к автоматизации. Процесс автоматизации тоже должен быть строго последовательным: произношение звука закрепляется сначала на уровне слога, слова, предложения, и только после этого, осуществляется переход к закреплению в контекстной речи. Очень важно, чтобы в процессе автоматизации ребенок научился слушать собственное правильное произношение звука и умел соотносить его с собственным нормализованным и искаженным звучанием.
В процессе коррекции звукопроизношения учитель – логопед может использовать различные способы: подражание, механический, смешанный. Чаще всего специалисты в своей практической деятельности используют механический способ постановки проблемных звуков. Для данного вида коррекции используются постановочные зонды, зондозаменители, шпатели и различные виды других приспособлений. Учитель – логопед пассивным образом придает органам артикуляционного аппарата необходимую позицию и удерживает ее в статичной позе под счет от пяти до десяти. В это время внимание ребенка концентрируется на его ощущениях и восприятии того положения, которое занимает его артикуляция. После этого, необходимо попросить ребенка выполнить и удерживать артикуляционную позу самостоятельно, возможно в первое время использовать частичную поддержку, а потом исключить и ее.
Основными методами в работе по коррекции звукопроизношения являются:
1. Двигательно – кинестетический.
2. Слухо – зрительно – кинестетический.
В процессе коррекционного логопедического воздействия происходит установление межанализаторных связей между:
- движениями мышц артикуляции и их ощущением,
- восприятием собственного звука на слух (искаженного и нормализованного),
- визуальным образом артикуляционного уклада проблемного звука и двигательным ощущением при его произнесении.
Нужно помнить, что представленные методы опираются на закономерности фонетико – фонематической системы языка в пределах предложенной нормы.
Для автоматизации звукопроизносительных знаний, умений и навыков материал предоставляется последовательно: в слогах, словах, предложениях, контекстной речи. Важно, для преодоления вторичных речевых нарушений, процесс автоматизации должен проходить под постоянным контролем со стороны образовательной организации и близкого окружения ребенка. Часто для эффективного процесса автоматизации используется прием одновременного проговаривания звука с одной стороны и демонстрации его графического символа, с другой. Подобное упражнение способствует усилению автоматизации звука и обогащению его моторным действием.
При логопедической работе по коррекции звукопроизношения важно выявить и опираться на сохранные компенсаторные функции ребенка:
- четкие и правильные звуки в речи ребенка,
- правильные артикуляционные движения и уклады,
- некоторые слоги, слова, фразы в которых проблемные звуки произносятся правильно.
Параллельно с работой по коррекции звукопроизношения проводится работа над ее выразительностью, путем подражания. В процессе которой дошкольника учат:
- ускорять или замедлять темп речевой деятельности в зависимости от речевой ситуации,
- чередовать слоги в ударной и безударной позициях
- использовать в речи логические паузы,
- выделять интонационно предложения.
В любом варианте, основной задачей логопедической коррекции при работе над звукопроизношением у детей, имеющих дизартрический дефект, является развитие коммуникативного компонента и облегчение речевого общения среди сверстников и окружающих ребенка взрослых.
Важно уточнить, что дети дошкольного возраста с проявлениями дизартрии должны посещать специализированные логопедические группы в детских образовательных учреждениях, а в более тяжелых случаях в речевых отделениях на базе поликлиник и больниц, в которых осуществляется не только логопедическая помощь, но и организована качественная речевая среда для ребенка.