Особенности формирования навыков пересказа у детей с нарушением речи в условиях специально организованного обучения
Автор: Хворостухина Анна Андреевна
1. ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Пересказ – это передача своими словами услышанного, прочитанного, связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения. Роль пересказа высоко оценивалась К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым. Вопросы обучения пересказыванию раскрыты в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Л.М. Гурович и другими. Ребенку дается образец (рассказ), который необходимо воспроизвести своими словами. прежде чем пересказать текст, нужно глубоко осмыслить, продумать и прочувствовать его содержание, идею. При этом ребенок не только запоминает его отдельные эпизоды, но впитывает мысли, устанавливает логические связи между ними. Художественный текст выводит ребенка за пределы непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром, явлениями, человеческими отношениями, расширяет кругозор детей.
Все исследователи склоняются к мнению о том, что излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко конспективно. Это относится и к пересказу: тема должна быть раскрыта в главных чертах, схематично. Пересказать детям труднее, чем передать содержание прочитанного в полном объеме, т.к. в пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное, детали. Школьнику приходится самому определять, на что в тексте необходимо обратить внимание и выделить, а что можно пропустить. Он должен выбрать из текста основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Естественно, что сокращение текста не может проходить механически, путем удаления некоторых предложений и абзацев. Если ученик пойдет по такому пути, то неизбежны логические разрывы, пропуски. Школьник должен передать главное содержание своими словами, по-своему.
В программе для начальных классов по чтению предусматривается обучение детей умению «сжато передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану». Овладеть этими умениями школьники смогут лишь с помощью целого ряда других навыков и умений, связанных с сознательностью чтения текста учеником и полноценностью его восприятия.
Для того чтобы передать содержание прочитанного, учащиеся должны определить главную мысль произведения, а также каждой части; уяснить логические связи между частями.
На основе сознательного чтения учащийся сумеет отобрать для пересказа главное, отбросить некоторые детали, сумеет решить, о ком из героев рассказать подробно, о ком только упомянуть, как немногими словами охарактеризовать события или поведение героя. При этом нужно часто делать обобщения, давать оценку, надо найти слова и выражения, которых нет в самом тексте. Такие умения можно привить только путем систематического, целенаправленного обучения детей приемам правильной работы над текстом.
Элементы пересказа вводятся в 1 классе. Детям предлагается в процессе анализа прочитанного выразить какую-то его часть кратко, одним предложением.
Во 2 классе могут предлагаться рассказы, не разделенные на части. Школьники разделяют его сами, передавая содержание каждой части в одной - двух фразах.
Наиболее труден для сжатого пересказа текст с диалогами. Диалоги при сокращении текста приходиться перестраивать, передавать в форме косвенной речи. Еще большие трудности возникают при пересказе драматических отрывков.
Сжатый пересказ в данном случае представляет собой передачу сюжета, основной линии действия рассказа.
Последовательно развиваясь, складывается ясный, четкий текст, лишенный диалогов и подробностей, деталей, но правильно передающий содержание и основную мысль этого не малого по объему и очень увлекательного рассказа.
Таким образом, пересказы необходимая ступень развития речи и мыслительных процессов. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей. Чтобы этого не случилось, нужно проводить четкую границу между подробными и сжатыми пересказами.
2. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕСКАЗА У УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ V ВИДА
Проблема пересказа волновала и продолжает волновать специалистов в области олигофренопедагогики (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.А. Одинаева и др.). Все исследователи рассматривали пересказ с позиции его объединения с речевой деятельностью и склонны во мнении, что он способствует развитию и обогащению связной устной речи, а также мыслительных процессов. Дефект в интеллектуальной, коммуникативной сфере детей с нарушением речи не только замедляет процесс их речевого развития, но и отрицательно сказывается на его качественной стороне.
Дефектологи, занимавшиеся проблемой пересказа школьников с нарушением речи, отмечают упрощенную непоследовательную передачу текста произведения с пропусками его частей (Л.В. Занков, В.Я, Василевская, В.А. Озолайте, Л.А, Одинаева, В.Г. Петрова и др.). При передаче текста обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных и других отношений. В тоже время, воспроизводя текст, ученики привносят добавления, отсутствующие в образце, в основном связанные с непониманием содержания художественного произведения и поступков персонажей. Эти добавления рассматриваются как привнесения.
Трудности в понимании художественных текстов детьми с ТНР В.Я. Василевская связывает с нарушением аналитико-синтетической деятельности, инертностью интеллектуальных интересов, не глубокой мотивацией учебной деятельности, неумением актуализировать свой прошлый опыт для понимания содержания произведения. Это подтверждает В.Г. Петрова. По ее мнению, бедный и слабо обобщенный жизненный опыт этих детей не создает достаточной базы для узнавания в воспринимаемом материале знакомых ситуаций и отношений. Малая подвижность нервных связей препятствует активному использованию имеющихся знаний. Упрощенные представления актуализируются с трудом и не облегчают понимания прочитанного текста.
Понимание текста в большей степени будет зависеть и от характера использованных в нем лексических средств. Понимание текстов тормозится наличием в них метафор, иносказаний, образных сравнений, которые оказываются недоступными учащимся даже старших классов.
У учеников с нарушением речи за прочитанным возникают очень слабые конкретные представления, в результате этого наблюдается механическое запоминание ими текста вместо воссоздания в сознании фактической стороны. Также наблюдается «выхватывание» отдельных незначимых моментов из-за фрагментарности восприятия. В этом случае второстепенные элементы содержания текста воспринимаются как основные, и наоборот, основные утрачиваются. В конечном результате литературное произведение усваивается в искаженном виде.
В процессе чтения следует помочь детям выделить главную мысль и по пять связь второстепенных элементов текста с его основным содержанием.
Для этого нужно использовать разнообразные приемы, к которым относятся вопросы, направленные на смысловую сторону текста, схемы, для лучшей ориентации в системе связей, усиление выразительных средств (пауз
интонаций, введение элементов инсценировки), привлечение аналогичных жизненных ситуаций и т.п.
В связи с особенностями восприятия, понимания учеников воспроизведение ими текстов характеризуется неполнотой передачи, нарушением логики высказывания, неточностью в передаче фактов, нарушением причинно-следственных связей и отношений между отдельными компонентами произведения .
Воспроизведение текста - это результат сложной творческой деятельности школьников. В процессе чтения текста происходит формирование представлений. Процесс формирования представлений выступает промежуточным скрытым звеном между этапами чтения и изложения. При устном изложении происходит перевод этих представлений из внутренней речи во внешнюю - монологическую.
Существенной чертой учащихся с нарушением речи является то, что у них за прочитанными словами не возникают совсем или возникают очень слабые конкретные представления. Это приводит к тому, что они механически запоминают текст, но не воссоздают в своем сознании его фактическую сторону.
Языковое оформление пересказов художественных произведений характеризуется качественным своеобразием. Пересказам текстов школьников с нарушением речи характерна: аграмматичность, связанная со сниженным пониманием грамматических форм и категорий, средств образной выразительности, малый объем, использование простых предложений, искажение их структуры, неумение выразить отношения между отдельными предложениями с помощью союзов. Все это приводит к тому, что в своей речи они используют одну и ту же группу слов и предложений, не умеют подчинить отбор языковых средств формулировке основной мысли произведения.
Для выявления уровня сформированности умений пересказа был проведён констатирующий эксперимент . Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить критерии и показатели развития умения пересказывать литературные произведения у учащихся.
Критерии |
Показатели |
Связность |
- использование разных способов межфразовой связи; - соподчинение слов в предложении |
Структурированность |
- соблюдение структуры повествовательного текста; - последовательное изложение событий; - логичное завершение рассказа |
Полнота |
- передача содержания текста; - включение описания героев и их действий; - наличие диалогов персонажей; - использование языковые средств в соответствие с текстом произведения; |
Самостоятельность |
- самостоятельное построение пересказа текста. |
Таблица 1 - Критерии и показатели развития умений пересказывать
На основе выделенных критериев и показателей были сформулированы характеристики уровней по определению умений детей пересказывать литературные произведения. Для высокого уровня сформированности умений пересказывать литературные произведения характерно следующее: ребенок пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка
Дети со средним уровнем сформированности умений пересказывать литературные произведения отличались тем, что пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.
Низкий уровень сформированности умений пересказывать литературные произведения проявлялся в том, что пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПЕРЕСКАЗА У УЧАЩИХСЯ
Устная традиция накопления, хранения материала и его обмена существовала уже в глубокой древности. Вся передача знаний осуществлялась путем запоминания и воспроизведения, т.е. пересказа.
В настоящее время нет единой точки зрения на понятие пересказа. Многие известные педагоги давали свое определение пересказу.
Ф.И. Буслаев рассматривал пересказ, как средство перехода к сочинениям. Главную цель пересказа он видел в том, чтобы научить детей понимать прочитанное и уметь правильно излагать мысли.
В концепции К.Д. Ушинского пересказ является важным средством развития речи ребенка, наряду с беседой по картинкам и в связи с прочитанным.
Он впервые ввел уроки «объяснительного чтения», которые характеризовались систематической работой с детьми над текстами, направленные на то, чтобы учащиеся учились понимать читаемое, выражать в их сознании ясные представления и активизировать мыслительную деятельность. Подготовительными упражнениями к самостоятельным пересказам он считал систему вопросов по прочитанному или прослушанному.
К.Д. Бархин указывал на то, что пересказ выступает в качестве средства проверки, понял ли ученик, что прочитал, запомнил ли он прочитанное, богат или беден словарь учащегося [3].
По мнению М.А. Рыбниковой пересказ представляет собой «устное или письменное изложение какого-нибудь текста, используемое в процессе анализа литературного произведения, является одним из способов раскрытия основной мысли автора, развития сюжета, характеров, особенностей индивидуального стиля писателя».
Пересказ нельзя рассматривать как простое воспроизведение текста, основанное на механическом запоминании с последующим повторением слов, составляющих его содержание. Пересказ - это творческий процесс, так как ученики, читая и анализируя текст произведения, отбирают слова и выражения, необходимые для передачи его содержания, и заменяют их другими. Именно пересказать содержание художественного произведения своими словами, сходными и одинаковыми по значению, выступает показателем понимания прочитанного.
Пересказ М.Ф. Гнездилов характеризует, как, довольно сложный акт переработки и воспроизведения воспринятого при чтении, предполагающий целый ряд мыслительных операций, а именно: оценка отдельных моментов, отбор из них наиболее существенных, комбинирование их в соответствии с планом или заданием[4, 5, 6].
Существуют различные виды классификаций пересказа. По мнению И.И.Срезневского, «пересказы постепенно приучают дитя пользоваться богатством языка, изощряют его внимательность к словам и выражениям». Он разделил пересказы на три группы:
1. пересказы прочитанного или рассказанного на уроке,
2. пересказы текста, знакомого с прошлого урока,
3. пересказы прочитанного вне урока по назначению учителя.
Он выделил краткий и подробный пересказ, наметил, но не разработал методику их проведения.
М.И. Оморокова выдвигает условия, необходимые для полноценного восприятия художественного произведения. Для этого ребенок должен овладеть рядом умений: замечать и распознавать художественные средства выразительности (язык произведения, отличать жанровые особенности произведения), видеть компоненты произведения (образ, поступок), образное изображение природы (пейзаж); уметь воссоздавать в своем воображении читаемое, проникнуть в эмоциональную направленность произведения, видеть позицию автора и определять свою позицию. Главным двигателем событий, по мнению автора, в художественном произведении является поступок персонажа. Его нужно проанализировать, выявить мотив, смысл и определить отношение к нему читателя, обращая при этом внимание на средства эмоционально-образной выразительности: язык, речь героев, композиционное построение.
К основным приемам анализа художественного произведения относят постановку вопросов, помогающих понять сюжет, факты и события произведения, осмыслить их с точки зрения их идейной направленности, понять причинно следственные связи и отношения, позицию автора и выработать личное отношение к изучаемому произведению; разные виды чтения (комментированное чтение, чтение по ролям, выборочное); словесное рисование; самостоятельная постановка вопросов к тексту.
В результате анализа литературного героя должен быть составлена его характеристика (Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова и др.), складывающаяся из описания внешности героя (портрет) и внутренних его качеств (собственно характеристика) [8].
Значительную роль для пересказывания изучаемого литературного произведения отводится плану.
Составление плана пересказа, является таким видом речевой деятельности, при которой школьник, анализируя содержание и структуру текста художественного произведения, находит в чем основное, выделяет «смысловые опорные» пункты.
Выделяются различные виды планов:
- по степени сложности: простой (линейный):
· сложный;
- по способу использования авторских слов:
· цитатный - план своими словами;
- по типу мыслительной деятельности:
· картинный (образный),
· графический (схематический),
· словесный (логический).
В пользу использования картинного плана, т.е. создание учениками серий образных картин, высказывались методисты начального обучения (Н.П. Каноныкин, А.Н. Липкина, Н.А. Щербакова и др.), связывая с тем, что использование зрительного образа поможет облегчить работу по осмыслению образца, рисуемого словом.
Промежуточным этапом между образным и логическим планом является графический. М.И. Оморокова предлагает использовать наглядно-пространственную форму плана, которая позволяет учитывать содержательные и количественные элементы текста произведения. Данная форма плана является моделью текста произведения.
В составлении словесного (логического) плана учащимся необходимо разделить текст на законченные в смысловом отношении части, найти основное в каждой части, общую мысль, кратко и четко сформулировать эту мысль в виде заголовка части текста или пункта плана. Именно словесный
план учит школьников кратко и четко формулировать свои мысли, опираясь лишь на речевое высказывание.
Только после составления плана следует пересказ. При пересказывании используются результаты предыдущей работы над текстом. Именно пересказ отражает восприятие и понимание произведения учениками.
Каждый из представленных видов пересказа преследует свои цели на основе общей конечной, заключающейся в том, чтобы «человек в жизни мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное или услышанное».
Подробный пересказ используется на уроке чаще всего из-за того, что он служит средством закрепления содержания прочитанного произведения и средством усвоения логики образца и богатства его языка (М.Р.Львов, Н.А. Щербакова).
Выборочный пересказ способствует глубокому знанию темы или