Социальная адаптация дошкольников с ОНР в игре
Автор: Шахова Ирина Петровна
Социальная адаптация дошкольников с ОНР в игре
Игра издавна славится своими коррекционно-воспитательными особенностями.
В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игра – это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, также игра является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.
В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения детей к саморазвитию и самовоспитанию и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий и проигрывании социально-ролевых ситуаций.
Что же касается исторического происхождения игры, то первыми возникли игры-упражнения, затем игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижений детей. Дальнейшее развитие производственных сил, усложнение орудий труда и тесно связанное с этим разделение труда, сказавшееся на положении детей, способствовало возникновению ролевой (сюжетной) игры. Таким образом, игра возникает в ходе развития человеческого общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по происхождению и природе.
В онтогенезе хронологически первой появляется ролевая игра, которая, возникая как особая форма удовлетворения потребности ребенка в совместном взаимодействии со взрослыми, преобразует эту потребность в конкретную ее форму – осуществлять деятельность, свойственную взрослым, общественно значимую и общественно оцениваемую. Затем появляются и остальные. По содержанию детские игры отражают разнообразные виды человеческой активности. Однако всем им присущи три основные черты:
1. Свободная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, выбираемая ради удовольствия, которое она доставляет;
2. Активный творческий характер этой деятельности;
3. Эмоциональная насыщенность игрового действия характерными для игры эмоциями.
В настоящее время к игре обращаются как к части досуга, идеальной форме развлечения, средству формирования речи и коррекции социальных отклонений личности. Социокультурное назначение игры – обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры ребенок обучается, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющие дети, с помощью взрослых, силой своего воображения создают около себя условную действительность и в ней – наиболее благоприятные возможности для реализации своих способностей.
Игра – самая свободная, естественная форма проявления деятельности, в которой постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимоотношения детей, реализуются их творческие возможности.
Тем самым, игра – начало самостоятельной творческой жизни человека, средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются толерантность, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, воля, выносливость, точность, координация и т.д. Это реальность, выстроенная на действующих законах, принятых обществом нормах и ценностях.
С целью выявления эффективности влияния игровой деятельности на процесс социальной адаптации, мною, в течение учебного года, велось наблюдение за изменениями в поведенческих, личностных характеристик детей, которые являются показателями уровня социальной адаптации детей.
В поведении многих детей с ОНР при поступлении в логопедическую группу отмечались: замкнутость, тревожность, стеснительность, недоверие, в группе наблюдалась разрозненность отношений, слабые коллективистские связи. Ребята часто ссорились, применяя физическую силу, испытывали трудности во взаимоотношениях друг с другом.
В ходе коррекционно-воспитательной работы, педагоги, работающие в группе с детьми с ОНР, регулярно организовали игры направленные: на знакомство, установление доверительных отношений, раскрепощение детей, на формирование культуры поведения, поддержание положительного эмоционального фона, на развитие их коммуникативных навыков и снижение уровня агрессии, на сотрудничество, сплочение коллектива, внимание, расслабление, создания положительного настроения. На начальном этапе работы в игровую деятельность включались не все ребята: некоторые оставались пассивными и лишь наблюдали за тем, как играют другие. Но спустя некоторое время в игровую деятельность были включены все дети группы. Применяя игры на развитие коммуникативных способностей, удалось активизировать вербальную активность детей, которые раньше ее проявляли в малой степени.
Были замечены и другие положительные изменения в поведении детей. В группе повысился уровень социальной активности. Многие дети стали более любознательные, легко вступают в контакт с незнакомыми людьми (в частности сотрудниками детского сада). Дети проявляют интерес к игровой деятельности, спрашивают, в какие игры они будут играть, также ребята сами предлагают свои игровые задания.
Игры способствовали тому, что у детей повысился уровень сплоченности. Дети начали немного по-другому смотреть друг на друга, так как в игре многие показали свои черты характера, которые до этого проявлялись в малой степени или находились в латентном состоянии. То есть каждый ребенок сумел проявить свои положительные качества: искренность, жалость, честность. Игровая деятельность дала возможность раскрыться способностям детей.
У ребят так же повысился уровень социального доверия. Они начали испытывать большую потребность в общении, рассказывать о себе, своих родных, друзьях, домашних питомцах.
У гиперактивных детей значительно понизился уровень агрессивности. Включение жестких действий в контекст игры должно быть таким, чтобы придать новый социально-приемлемый смысл агрессивным действиям ребенка. В игре у детей происходит разрядка негативных эмоций. Для этого подбирались подвижные игры, где посредством физических действий ребенок выплескивал накопившуюся агрессию.
Вот некоторые игры, применяемые в работе с детьми с ОНР, помогающие их социально адаптировать:
1. Игра «Ласковые шаги»
Цель: формирование гуманистических убеждений.
Из группы детей выбираются 2 человека. Дети становятся напротив друг друга на расстоянии 10 – 12 шагов. Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.
2. Игра «Путаница»
Цель: поддержание группового единства.
Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает ее, не разнимая рук детей.
3. Игра «Скала»
Цель: сплочение и взаимовыручка.
Ход игры: Команда в полном составе выстраивается на бревне в ряд. Спереди и сзади – «бездонная пропасть». Каждый член команды по очереди перемещается из одного конца бревна в другой таким образом, чтобы тот, кто в начале игры стоял последним, в результате оказался первым.
4. Игра «Вопрос соседу»
Цель: развитие внимания и сосредоточенности.
Все садятся в круг, ведущий – в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например, «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Кто твой лучший друг?» и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответил тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.
5. Игра «Проведи слепого»
Цель: Сплочение коллектива.
Каждая группа выбирает одного человека, которому завязывают глаза. Он будет изображать слепого. С помощью словесных команд группа проводит игрока от одного конца комнаты до другого так, чтобы он не спотыкался и не касался руками предметов. Команды должны быть точными и продуманными.
6. Игра «День рождения»
Цель: сплочение коллектива, предоставление возможности высказать обиды, снять разочарование.
Выбирается именинник. Все дети «дарят» ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что при применении игровых технологий в работе с дошкольниками с ОНР, необходимо учитывать их индивидуальные особенности. И в соответствии с этим подобрать игры определенной направленности, нацеленные на конструирование социально полезных качеств и уменьшение степени интенсивности поведенческих реакций негативного характера. При этом игры помогающие детям формировать речевые навыки и социально адаптироваться, должны проводиться регулярно.
Применяя в работе с детьми различные виды игровых технологий, педагоги тем самым способствуют привитию детям социльного опыта и адаптации в детском саду, а в дальнейшем результаты этой педагогической деятельности станут базисом для успешной социальной интеграции ребенка в школе. Игра – это особый вид деятельности, воспитательный потенциал которой очень велик. Игра не только воспитывает, но и помогает ребенку расслабиться, активизирует его личностный потенциал. Поэтому игру необходимо использовать как одно из эффективных средств воспитания и успешной социальной адаптации. И самое главное при всем этом не потерять доверие детей, быть всегда с ними корректным и искренним. Разделять их радости, успехи, показывать образец грамотной речи.
Литература
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2012.
2. Артемова Л.В. Формирование общественных черт характера в процессе взаимоотношений старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1970. - №3.
3. Панфилова МА. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2020.
4. Петрова Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. - М.: Феникс, 2007.
5. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. и др. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М, 2013.
6. Социальная защита детства. Психолого - педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. /Выпуск 6. М.: ГОМЦ "Школьная книга", 2011.
7. Социальная педагогика. /Под ред. Никитина В.А. М.: ВЛАДОС, 2002.