Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Автор: Акимова Анна Юрьевна
Звуки разные выжны!!!
Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Биологический слух и фонематический слух (умение различать, анализировать, дифференцировать на слух фонемы – звуки) является непеременным условием формирования речи. Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но ребёнка можно этому научить, особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами, т.к. звуки формируются с большой задержкой, нарушаются. В школе дети плохо справляются со звуковым анализом слов, затрудняются в чтении и письме. Поэтому важно своевременно начать поэтапную работу по развитию фонематического слуха.
На первом подготовительном этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Игры способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти, без чего невозможно успешно научить детей различать звуки.
В играх «Угадай, что звучит», «Послушай и найди картинку» дети распознают и соотносят звучащие инструменты (Бубенцы, ладошка-хлопушка, колокольчик, погремушка, свисток и т.д), «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит» («Игры для тигры»-диск).
В играх «Волшебные фрукты, ягоды», «Что любит Ваня, а что Таня?» дети учатся различать (тихо-громко), соотносить звучащие предметы (крупы: фасоль, горох, рис; камушки в пластмассовых, железных баночках).
Развивая способность узнавать и различать неречевые звуки, ребёнок учится слушать и слышать окружающие звуки, начинает слышать себя, свою речь, а в дальнейшем, на последующих этапах по развитию фонематического слуха будет пытаться найти правильную артикуляцию звука, исправить нарушения звукопроизношения.