Что такое коррекция и восстановление голоса у ребенка?
Автор: Панчук Ирина Евгеньевна
Что такое коррекция и восстановление голоса у ребенка?
Для того, что бы приступить к коррекции и восстановлению голоса у ребенка необходимо:
1. Выявить возможности организма
2. Ликвидировать патологическую проблему .
Для ликвидации патологической проблемы у ребенка нужно рассмотреть несколько задач:
-Активизация функций нервно-мышечного аппарата гортани.
- Предотвращение различных вторичных дефектов голосового аппарата, вследствие которых, могут появиться псевдоорганические наслоения при функциональных растр.
- Положительное воздействие на личность ребенка для ликвидации психогенных* реакций.
- Восстановление утраченных кинестензий* голосоведения, непосредственно самой фонации*.
- Восстановление координации дыхания и фонации.
Для эффективной и действенной коррекции нужно соблюдать общие этапы коррекции
Первый этап – это рациональная психотерапия .
Второй этап – коррекция физиологического и фонационного дыхания.
Третий этап - тренировка кинестензии координации голосового аппарата фонопедическими * упражнениями.
Четвертый этап - автоматизация восстановленной фонации.
Но помним, что просто механическое выполнение упражнений не приводит к положительному результату, нужно прорабатывать все этапы коррекции. Вот мы и плавно не перешли к восстановлению голосовой функции у детей.
В восстановление голосовой функции у детей входят : артикуляционные дыхательные и голосовые упражнения, которые сочетаются с психотерапией; лечебной физической и медикаментозным лечением.
Разберем восстановление в трех этапах.
1. Несложные артикуляционные упражнения . Гимнастика языка ( кончиком язычка гладим неба вперед – назад; проводим язычком по зубкам верхним и нижним, как будто «чистим »их язычком; при открытом ротике язычок, сначала в один уголок рта , потом в другой уголок), губ( улыбка с замкнутыми губами, вытягиваем губки длинной трубочкой; улыбаемся, что бы было видно зубы, которые сомкнуты и находятся в обычном прикусе;) челюсти( рот открыт двигаем нижней челюстью вперед – назад, влево – вправо; делаем жевательные движения челюстью; челюсть опускается вниз с максимально вытянутым языком к подбородку). Длительные произношения гласных , глухих и звонких звуков.
2. Автоматизация полученного голоса путем произношения слогов (ла,та,ра,ми,му и тд.) и слов и фраз.
3. Введение вызванного голоса в повседневное речевое общение
Занятия должны длиться не более 8-10 минут, что бы не перегружать связки и гортань. Восстановление голоса занимает 3-4 месяца и более эффективно в 3-4 года.
Многие родители задаются вопросом, как же предотвратить потерю фонации у детей?
Из выше сказанного мы можем сделать вывод, что бы предотвратить голосовую фонацию, нужно придерживаться профилактики нарушения голоса у детей. В профилактику входит закаливание организма, овладение навыками рационального диафрагмального дыхания и мягкой голосоподачей, Что касается вторичной профилактикой - это предотвращение дефектов наслоения , являющихся следствием голосовой патологии.
Словарик*
Психогенные – это преимущественно психические или эмоциональные происхождения, обусловленные психотравмой, стрессом или шоком.
Кинестензия - способность головного мозга постоянно осознавать положение или движение мышц различных частей тела.
Фонация – использование гортани для прохождения звука, который позже модифицируется в ходе артикуляционных движений речевого тракта.