+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Периоды младенчества и раннего детства. Основные особенности

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Краткое описание работы
Консультации для педагогов и родителей.

Ранний возраст ребенка делится на два основных периода:

1.     Период младенчества (от рождения до одного года).

2.    Период раннего детства (от одного года до трех лет).

Период младенчества, как говорилось выше, охватывает временной промежуток от рождения до одного года и характеризуется интенсивными темпами нервно-психического развития. На протяжении первого года жизни происходят физические изменения, в результате которых происходит:

- формирование общей и мелкой моторики,

- нормализация общей координации,

- совершенствование тонуса мышечных движений,

- развитие зрения и слуха,

- появление прямохождения.

К особенностям развития познавательной деятельности детей младенческого возраста относят:

- формирование первоначальных процессов памяти (узнавание окружающих ребенка близких, знакомых предметов),

- развитие мимических функций,

- восприятие музыкальных звуков,

- прислушивание и отклик на голос родителей.

Можно сказать, что психоречевое развитие в период младенчества носит многоканальный характер. В процессе которого происходит формирование индивидуальных, социальных, поведенческих особенностей. Конечно, успешность нервно-психического развития ребенка зависит от включенности в этот процесс окружающих ребенка близких людей, которые обеспечивают ребенку полноценное развитие, организуют развивающую среду.

Ведущая деятельность в первом полугодии младенческого периода – эмоциональное общение с близким взрослым. Начиная с трехмесячного периода, малыш ищет зрительный контакт с мамой и фиксирует его. Это качественное эмоциональное приобретение обеспечивает маленькому ребенку спокойствие, чувство защищенности, что является базой для психоэмоционального и психоречевого развития.

Во второй половине младенческого периода малыш становится более подвижным и мобильным. Он научается не только самостоятельно переворачиваться, но и происходит совершенствование хватания, самостоятельно сидит, ползает. Все это подталкивает ребенка к еще большему изучению окружающего мира, действию с окружающего его предметами. Малыш еще не может и не знает каким образом действовать с тем или иным предметом и его действия носят манипулятивный характер. Поэтому ведущая деятельность в период младенчества носит название манипулятивной и ее появление говорит о нормальном психоречевом развитии ребенка. Для перехода на новый этап развития (примерно после девяти месяцев) ребенку необходима помощь взрослого, который покажет и научит малыша конкретными (по назначению) действиям с окружающего его предметами. В этот период малыш приобретает новый навык и его деятельность из манипулятивной становится предметной, что означает успешное окончание младенческого периода и символизирует начало нового этапа в развитие ребенка – раннего детства.

Если говорить о главных качественных приобретения младенческого периода, то это:

1.     Появление прямохождения.

2.     Умение передвигаться без помощи взрослого.

3.     Произношение первых осознанных слов.

Все эти компоненты выводят на новый этап развития когнитивной сферы, в ходе которого у маленького ребенка развиваются способности к самостоятельному совершению действий.

В возрасте около одного года малыш немного отделяется от матери в эмоциональном плане, в жизни ребенка расширяется уровень межличностного общения с другими значимыми для него взрослыми. В связи с этими изменениями происходит достаточно резкое изменение социальной ситуации, что способствует установлению новых эмоциональных и речевых контактов.

К концу первого года жизни происходит стремительный переход от пассивной речи к активному речевому высказыванию через автономную фразу. Данный переход характеризуется не только пониманием ребенком интонаций, части слова, произносимого со стороны взрослого, но и переходом на собственные интонационные речевые восклицания, которые понятны только близким родным.

Собственная автономная речь ребенка к концу младенческого периода имеет ряд особенностей:

1.     Многозначность одних и тех же слов, которые отличаются друг от друга эмоциональной интонацией, зависящей от ситуации.

2.     Несовпадение с общепринятыми речевыми высказываниями, как в фонетическом, так и артикуляционном плане.

3.     Сложность в взаимосвязи между произносимыми ребенком словами. Фразы ребенка состоят из эмоциональных восклицаний.

Главное приобретение переходного периода от младенчества к раннему детству является именно появление автономного речевого высказывания. Напомним, что данный вид речи значительно отличается от взрослой окружающей речи по фонематическому восприятию и по смысловому построению.

  Период младенчества заканчивается кризисом одного года и является одним из качественных и нормативных возрастных проявлений в развитии ребенка.

   Важно помнить, что через этап формирования автономной речи происходит переход от безъязычного общения к языковому, что изменяет отношение маленького ребенка к окружающей его социальной среде и свидетельствует о переходе к новой социальной ступени развития.