Периоды младенчества и раннего детства. Основные особенности
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультации для педагогов и родителей.
Ранний возраст ребенка делится на два основных периода:
1. Период младенчества (от рождения до одного года).
2. Период раннего детства (от одного года до трех лет).
Период младенчества, как говорилось выше, охватывает временной промежуток от рождения до одного года и характеризуется интенсивными темпами нервно-психического развития. На протяжении первого года жизни происходят физические изменения, в результате которых происходит:
- формирование общей и мелкой моторики,
- нормализация общей координации,
- совершенствование тонуса мышечных движений,
- развитие зрения и слуха,
- появление прямохождения.
К особенностям развития познавательной деятельности детей младенческого возраста относят:
- формирование первоначальных процессов памяти (узнавание окружающих ребенка близких, знакомых предметов),
- развитие мимических функций,
- восприятие музыкальных звуков,
- прислушивание и отклик на голос родителей.
Можно сказать, что психоречевое развитие в период младенчества носит многоканальный характер. В процессе которого происходит формирование индивидуальных, социальных, поведенческих особенностей. Конечно, успешность нервно-психического развития ребенка зависит от включенности в этот процесс окружающих ребенка близких людей, которые обеспечивают ребенку полноценное развитие, организуют развивающую среду.
Ведущая деятельность в первом полугодии младенческого периода – эмоциональное общение с близким взрослым. Начиная с трехмесячного периода, малыш ищет зрительный контакт с мамой и фиксирует его. Это качественное эмоциональное приобретение обеспечивает маленькому ребенку спокойствие, чувство защищенности, что является базой для психоэмоционального и психоречевого развития.
Во второй половине младенческого периода малыш становится более подвижным и мобильным. Он научается не только самостоятельно переворачиваться, но и происходит совершенствование хватания, самостоятельно сидит, ползает. Все это подталкивает ребенка к еще большему изучению окружающего мира, действию с окружающего его предметами. Малыш еще не может и не знает каким образом действовать с тем или иным предметом и его действия носят манипулятивный характер. Поэтому ведущая деятельность в период младенчества носит название манипулятивной и ее появление говорит о нормальном психоречевом развитии ребенка. Для перехода на новый этап развития (примерно после девяти месяцев) ребенку необходима помощь взрослого, который покажет и научит малыша конкретными (по назначению) действиям с окружающего его предметами. В этот период малыш приобретает новый навык и его деятельность из манипулятивной становится предметной, что означает успешное окончание младенческого периода и символизирует начало нового этапа в развитие ребенка – раннего детства.
Если говорить о главных качественных приобретения младенческого периода, то это:
1. Появление прямохождения.
2. Умение передвигаться без помощи взрослого.
3. Произношение первых осознанных слов.
Все эти компоненты выводят на новый этап развития когнитивной сферы, в ходе которого у маленького ребенка развиваются способности к самостоятельному совершению действий.
В возрасте около одного года малыш немного отделяется от матери в эмоциональном плане, в жизни ребенка расширяется уровень межличностного общения с другими значимыми для него взрослыми. В связи с этими изменениями происходит достаточно резкое изменение социальной ситуации, что способствует установлению новых эмоциональных и речевых контактов.
К концу первого года жизни происходит стремительный переход от пассивной речи к активному речевому высказыванию через автономную фразу. Данный переход характеризуется не только пониманием ребенком интонаций, части слова, произносимого со стороны взрослого, но и переходом на собственные интонационные речевые восклицания, которые понятны только близким родным.
Собственная автономная речь ребенка к концу младенческого периода имеет ряд особенностей:
1. Многозначность одних и тех же слов, которые отличаются друг от друга эмоциональной интонацией, зависящей от ситуации.
2. Несовпадение с общепринятыми речевыми высказываниями, как в фонетическом, так и артикуляционном плане.
3. Сложность в взаимосвязи между произносимыми ребенком словами. Фразы ребенка состоят из эмоциональных восклицаний.
Главное приобретение переходного периода от младенчества к раннему детству является именно появление автономного речевого высказывания. Напомним, что данный вид речи значительно отличается от взрослой окружающей речи по фонематическому восприятию и по смысловому построению.
Период младенчества заканчивается кризисом одного года и является одним из качественных и нормативных возрастных проявлений в развитии ребенка.
Важно помнить, что через этап формирования автономной речи происходит переход от безъязычного общения к языковому, что изменяет отношение маленького ребенка к окружающей его социальной среде и свидетельствует о переходе к новой социальной ступени развития.