+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Мастер-класс "Волшебные линии. Развиваем графомоторные навыки играя!

Автор: Иванникова Ирина Николаевна , Листопадова Елена Викторовна

Мастер-класс

«Волшебные линии. Развиваем графомоторные навыки играя!»

Цель: погрузить участников в мир развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста, предоставить практические инструменты и вдохновение для проведения занятий.

Аудитория: родители, педагоги  детских садов.

Длительность: 1,5 - 2 часа.

Формат: интерактивный мастер-класс с практическими упражнениями.

Материалы: флипчарт или доска; маркеры; бумага разных форматов и плотности; карандаши, фломастеры, мелки; трафареты, штампы; конструкторы, мозаики; пластилин, глина; музыкальное сопровождение (опционально); план мастер-класса.

1. Вступление

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы погрузимся в увлекательный мир графомоторных навыков. Казалось бы, простое умение держать карандаш, но оно является фундаментом для успешного обучения и развития ребенка. Давайте вместе разберемся, как помочь детям освоить этот важный навык, играя и с удовольствием!

2. Погружение в теорию.

Визуализация: слайд: изображение оркестра, где дирижер – мозг, а руки и пальцы – инструменты. Слайд: изображения ребенка в статической (сидя за столом) и динамической (рисует) позах. Краткая схема развития: каракули -> простые формы -> более сложные рисунки.

 

- Графомоторика – это не просто умение рисовать или писать, это сложный комплекс навыков, включающий в себя координацию движений мелких мышц кисти, пальцев и согласованную работу глаз. Представьте себе оркестр: мозг – это дирижер, а руки и пальцы – это инструменты. Чтобы оркестр звучал гармонично, все инструменты должны работать слаженно.               Важную роль в этом процессе играет проприоцепция – это чувство положения тела в пространстве. Ребенок должен чувствовать свои мышцы, ощущать, как сгибаются пальчики, как двигается кисть. Именно это позволяет контролировать движения и точно выводить линии.  Когда мы говорим о рисовании и письме, мы должны  учитывать статические и динамические позы. 

Статика – это удержание положения тела, например, когда ребенок сидит ровно за столом. 

Динамика – это движения, которые он выполняет рукой, выводя буквы или рисуя.

Развитие графомоторных навыков происходит постепенно: от неуверенных каракулей к более осознанным формам. Давайте помнить, что каждый ребенок индивидуален, и скорость развития может быть разной.

 

Компоненты графомоторных навыков: мелкая моторика + координация глаз-рука

Визуализация: слайды: иллюстрации с примерами: ребенок крепко держит карандаш, ребенок проводит тонкую линию, ребенок рисует двумя руками.

Схема: мозг -> глаза -> рука (показываем стрелками, как происходит взаимодействие).

«Живой пример» - небольшое видео о детях, вовлеченных в разные графомоторные игры.

 

- Графомоторные навыки держатся на двух китах: мелкой моторике и координации глаз-рука.

Мелкая моторика – это не просто движения пальчиков, это целый комплекс:

- сила захвата: умение держать карандаш или кисть с нужным усилием:

- точность движений: способность выполнять мелкие, точные движения:

- ловкость: умение быстро и плавно переключаться между разными движениями:

- билатеральная координация: работа обеих рук одновременно (например, когда одна рука держит бумагу, а другая рисует).

Координация глаз-рука – это согласованная работа глаз и рук. Она позволяет точно рисовать, раскрашивать, писать. Если она нарушена, ребенок может не попадать в контур, выходить за линии.

 

Игры и упражнения: рисование и раскрашивание (слайд: фотографии разных материалов для рисования. Слайд: пример трехпальцевого захвата карандаша. Слайд: примеры рисования разными техниками. Слайд: примеры игр: половинчатая бабочка, незаконченный домик).

 

- Рисование и раскрашивание – это не просто приятное времяпрепровождение, это отличный способ развить графомоторные навыки. Используйте разные материалы: толстые и тонкие карандаши, мелки, фломастеры. Попробуйте разнообразные техники: рисование по точкам, по трафаретам, штриховку, линии разной толщины и направления. Помните про трехпальцевый захват (показываем на слайде пример). Это не просто так, правильно положение позволяет снизить нагрузку и повысить эффективность.

Игры: Завершение рисунка: “Нарисуй половинку бабочки”, “Дорисуй домик”. Это  развивает е только моторику, но и креативность.”

Игры и упражнения: аппликация и мозаика  (слайд: фотографии различных материалов для аппликации. Слайд: различные виды мозаики. Слайд: примеры узоров из мозаики).

- Аппликация и мозаика – это увлекательные занятия, которые развивают мелкую моторику и пространственное воображение.                                               Аппликация: используйте разнообразные материалы: бумагу, ткань, природные материалы. Работа с клеем учит контролировать движения и дозировку усилий.                                                                                  Мозаика: предлагайте разные виды: от крупных элементов до мелких, магнитную мозаику. При работе с мозаикой развиваются симметрия и пространственное  воображение.

Практические задания:  создайте узор из мозаики, доделайте симметричную фигуру из мозаики.

 

Игры и упражнения: письмо в воздухе,  лепка, игры с прищепками и др.

( слайд: видеофрагмент, где ребенок пишет в воздухе, проговаривая движения. Слайд: фотографии различных материалов для лепки. Слайд: примеры лепки разных форм: шарик, колбаска, объемная фигура. Слайд: фото игры с прищепками).

- Письмо в воздухе и лепка – это динамичные занятия, которые помогают развить чувство движения и координацию. При прописывании букв и фигур в воздухе, проговаривайте вслух движения: “сверху вниз”, “влево - вправо”. Это помогает ребенку осознать траекторию движения.                                          Лепку нужно начинать с простых форм, а затем усложнять, создавая объемные фигуры, добавляя мелкие детали. Используйте разные материалы: тесто, соленое тесто, глину, кинетический песок. Создание шариков, колбасок, жгутиков – это отличные упражнения для развития мелкой моторики. А игра с прищепками - это отличная тренировка для силы захвата.                              Помимо уже упомянутых, существует множество других игр и упражнений, которые помогают развить графомоторные навыки.                                                    Игры с пуговицами, бусинами: нанизывание, сортировка, создание узоров – это отлично развивает точность и ловкость движений.                                            Игры с веревочками и шнурками: завязывание узелков, плетение, шнуровка – развивают билатеральную координацию и усидчивость.                       Пальчиковые игры: массаж пальцев, упражнения на координацию движений пальцев.                                                                                                                     Игры с пинцетом: перемещение мелких предметов – это отличная тренировка для мелкой моторики.                                                                                                 Работа с трафаретами: обведение контуров – помогает научиться контролировать движения.                                                                                         Игры на развитие тактильного восприятия:  обогащают сенсорный опыт.

3. Игротека графомоторных чудес

·         Разминка для пальчиков

Станция 1: «Рисовальные приключения»

Рисование простых форм и геометрических фигур.

Раскрашивание картинок разной сложности.

Рисование по трафаретам.

Эксперименты с толщиной линий (используя разные инструменты).

Интерактив: делимся лайфхаками, как сделать процесс рисования интересным (например, рисование под диктовку, рисование истории).

 

Станция 2: «Конструкторские фантазии»

Предлагаем участникам построить простые фигуры или узоры, которые можно было бы использовать для рисования.

 

Станция 3: «Волшебный воздух»

Идея: задание участникам “писать” свои имена, геометрические фигуры или просто рисовать узоры. Включаем фантазию: представляем, что воздух - это холст.

Станция 4: «Лепка — мастерская»                                                                            Работаем с пластилином или глиной:  слепить “маленькие буквы” или простые геометрические фигуры.

Переход между станциями: использовать музыку и игровые моменты (например, “поменялись местами”, “кто быстрее соберет”).

4. Организация рабочего места   

Визуализация: слайд: иллюстрация правильной эргономики рабочего места. Слайд: Фотография хорошо организованного рабочего места.

- Правильно организованное рабочее место играет важную роль в развитии графомоторных навыков. Высота стола и стула должна соответствовать росту ребенка, поверхность может быть с небольшим наклоном, можно использовать подставку для ног. Это помогает ребенку чувствовать себя комфортно. Во время занятий ребенок должен сидеть ровно, спина прямая, ноги на полу, без напряжения. Уберите отвлекающие факторы, материалы должны быть под рукой.

5. Мониторинг и адаптация.

- Очень важно наблюдать за прогрессом ребенка и адаптировать упражнения, если это необходимо. Слишком сильный или слабый нажим на карандаш, быстрая утомляемость, низкая точность движений, нежелание заниматься. Упрощайте задания, используйте более толстые карандаши, меняйте темп работы. Помните, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. Информируйте родителей о прогрессе ребенка, предлагайте игры и упражнения для дома. Работа в команде – залог успеха.

6. Заключение.

- В заключение, хочется сказать, что развитие графомоторных навыков – это увлекательный и важный путь. Наша задача как педагогов – помочь детям пройти его с интересом и удовольствием. Давайте вместе создадим для них условия, где нет места страху ошибки, где царит атмосфера творчества и радости! Спасибо за внимание!

После мастер-класса: предоставить участникам краткие памятки с основными рекомендациями и упражнениями. Предложить ссылки на полезные ресурсы. Создать чат или группу для обмена опытом и поддержки