Предупреждение речевых нарушений у детей раннего возраста
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
Понятная речь для окружающих близких и сверстников ребенка раннего возраста является одним из основных условий всестороннего развития личности ребенка. В настоящее время, с одной стороны наблюдается возрастание требований к речевому развитию детей раннего возраста, с другой стороны, стремительно увеличивается количество малышей с задержкой речевого развития. Возникает вопрос, как предупредить появление речевых отклонений или увидеть их на более ранних этапах развития ребенка? В данной ситуации актуальной остается работа по профилактике (предупреждению) и последствий речевых нарушений у детей раннего возраста.
Можно определить несколько логопедических задач по предупреждению речевых нарушений:
1. Первичная профилактика, которая заключается в предупреждении речевых нарушений.
2. Вторичная профилактика, характеризуется работой по предупреждению перехода речевых нарушений в хронические формы.
3. Третичная профилактика, заключается в социально – трудовой помощи лицам у которых диагностирована речевая патология.
Как отмечалось выше, работу по профилактике речевых нарушений необходимо осуществлять с раннего возраста ребенка. Система мер по предупреждению речевых нарушений является одной из основополагающих задач дошкольного образовательного учреждения.
Надо понимать, что в каждой возрастной категории стоят определенные профилактические задачи, свойственные только для нее.
Ранний возраст, охватывает период от рождения до трех лет. Самая важная для первичной профилактики возрастная параллель. В этот период происходит активное развитие:
- моторных функций,
- ориентировочно - пространственных составляющих,
- познавательной деятельности,
- речевого общения.
В этом случае большую роль играют родители и воспитатели, которые первыми видят те или иные недостатки в развитии и сигнализируют об этом. Нужно помнить, что недопустимо самостоятельно (особенно педагогам) озвучивать предполагаемые заключения, а в вежливой и требовательной форме предложить пройти обследование у специалистов (психоневролога, учителя – логопеда и учителя -дефектолога). Лучше раньше провести диагностическую работу, так как с возрастом снижается пластичность в речевом и познавательном развитии ребенка, ухудшаются возможности для коррекционного и компенсаторного воздействия на имеющийся речевой дефект.
Необходимо обозначить основные направления в работе по предупреждению речевых отклонений у детей раннего возраста:
1. Формирование зрительно – пространственного гнозиса, моторной сферы. Данное направление необходимо осуществлять с восприятия собственного тела, ощущения его в пространственном отношении и относительно других людей и предметов. Сопровождать работу необходимо достаточным количеством методических составляющих, таких как:
- потешки,
- попевки,
- игры для пальчиков,
- восприятия (слухового),
- комплексы артикуляционной гимнастики (по возрасту),
- упражнения для общей моторики,
- упражнения для мелкой моторики.
2. Развитие когнитивной сферы ребенка раннего возраста:
- восприятия (формы и цвета),
- внимания (произвольного),
- памяти (зрительной и слухоречевой),
- процессов мыслительной деятельности,
- игры.
3. Развитие импрессивной речи, которая характеризуется способностью ребенка устную родную речь адекватно ситуации, понимать значение сказанных слов, фраз, текстов. Поэтому развивающая работа должна быть направлена на:
- понимание сказанных ребенку слов и инструкций,
- развитие номинативного словаря, обогащение активного словарного запаса глаголами и прилагательными,
- формирование грамматических конструкций и предложных категорий,
- пересказ несложных текстов (с опорой на сюжетную картинку или схему).
4. Развитие экспрессивной речи, ее смысл заключается в самостоятельном активном устном высказывании ребенка, которому предшествуют мотивационная составляющая и замысел высказывания. Работа по развитию экспрессивной речи также строится на:
- формирование речевого дыхания,
- формирование фонематического восприятия,
- артикуляционной моторики и звукопроизношения (соответствующего возрастным нормам),
- пополнение лексического запаса, соответствующего индивидуальным особенностям ребенка и возрастным критериям,
- совершенствование процесса подбора и поиска новых слов, обозначающих предмет или явление,
- способствование процессу перевода слова из пассивного словарного запаса в активный,
- стимулирование речевого и предметно – практического общения со сверстниками и близким окружением ребенка раннего возраста.
В заключении стоит сказать, что в настоящее время особое значение отводится профилактике речевых нарушений и построению развивающего воздействия детей раннего возраста. Все эти меры необходимы, так как гораздо легче провести работу по предотвращению речевого нарушения, чем в последствии его скорректировать.