+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Предупреждение речевых нарушений у детей раннего возраста

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Краткое описание работы
Консультация для педагогов и родителей.

Понятная речь для окружающих близких и сверстников ребенка раннего возраста является одним из основных условий всестороннего развития личности ребенка. В настоящее время, с одной стороны наблюдается возрастание требований к речевому развитию детей раннего возраста, с другой стороны, стремительно увеличивается количество малышей с задержкой речевого развития. Возникает вопрос, как предупредить появление речевых отклонений или увидеть их на более ранних этапах развития ребенка? В данной ситуации актуальной остается работа по профилактике (предупреждению) и последствий речевых нарушений у детей раннего возраста.

Можно определить несколько логопедических задач по предупреждению речевых нарушений:

1.                     Первичная профилактика, которая заключается в предупреждении речевых нарушений.

2.                     Вторичная профилактика, характеризуется работой по предупреждению перехода речевых нарушений в хронические формы.

3.                     Третичная профилактика, заключается в социально – трудовой помощи лицам у которых диагностирована речевая патология.

Как отмечалось выше, работу по профилактике речевых нарушений необходимо осуществлять с раннего возраста ребенка. Система мер по предупреждению речевых нарушений является одной из основополагающих задач дошкольного образовательного учреждения.

Надо понимать, что в каждой возрастной категории стоят определенные профилактические задачи, свойственные только для нее.

Ранний возраст, охватывает период от рождения до трех лет. Самая важная для первичной профилактики возрастная параллель. В этот период происходит активное развитие:

- моторных функций,

- ориентировочно - пространственных составляющих,

- познавательной деятельности,

- речевого общения.

В этом случае большую роль играют родители и воспитатели, которые первыми видят те или иные недостатки в развитии и сигнализируют об этом. Нужно помнить, что недопустимо самостоятельно (особенно педагогам) озвучивать предполагаемые заключения, а в вежливой и требовательной форме предложить пройти обследование у специалистов (психоневролога, учителя – логопеда и учителя -дефектолога). Лучше раньше провести диагностическую работу, так как с возрастом снижается пластичность в речевом и познавательном развитии ребенка, ухудшаются возможности для коррекционного и компенсаторного воздействия на имеющийся речевой дефект.

Необходимо обозначить основные направления в работе по предупреждению речевых отклонений у детей раннего возраста:

1.                     Формирование зрительно – пространственного гнозиса, моторной сферы. Данное направление необходимо осуществлять с восприятия собственного тела, ощущения его в пространственном отношении и относительно других людей и предметов. Сопровождать работу необходимо достаточным количеством методических составляющих, таких как:

- потешки,

- попевки,

- игры для пальчиков,

- восприятия (слухового),

- комплексы артикуляционной гимнастики (по возрасту),

- упражнения для общей моторики,

- упражнения для мелкой моторики.

2. Развитие когнитивной сферы ребенка раннего возраста:

- восприятия (формы и цвета),

- внимания (произвольного),

- памяти (зрительной и слухоречевой),

- процессов мыслительной деятельности,

- игры.

3. Развитие импрессивной речи, которая характеризуется способностью ребенка устную родную речь адекватно ситуации, понимать значение сказанных слов, фраз, текстов. Поэтому развивающая работа должна быть направлена на:

- понимание сказанных ребенку слов и инструкций,

- развитие номинативного словаря, обогащение активного словарного запаса глаголами и прилагательными,

- формирование грамматических конструкций и предложных категорий,

- пересказ несложных текстов (с опорой на сюжетную картинку или схему).

4. Развитие экспрессивной речи, ее смысл заключается в самостоятельном активном устном высказывании ребенка, которому предшествуют мотивационная составляющая и замысел высказывания. Работа по развитию экспрессивной речи также строится на:

- формирование речевого дыхания,

- формирование фонематического восприятия,

- артикуляционной моторики и звукопроизношения (соответствующего возрастным нормам),

- пополнение лексического запаса, соответствующего индивидуальным особенностям ребенка и возрастным критериям,

- совершенствование процесса подбора и поиска новых слов, обозначающих предмет или явление,

- способствование процессу перевода слова из пассивного словарного запаса в активный,

- стимулирование речевого и предметно – практического общения со сверстниками и близким окружением ребенка раннего возраста.

В заключении стоит сказать, что в настоящее время особое значение отводится профилактике речевых нарушений и построению развивающего воздействия детей раннего возраста. Все эти меры необходимы, так как гораздо легче провести работу по предотвращению речевого нарушения, чем в последствии его скорректировать.