Организация логопедических занятий дома по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков" (подготовительная группа ДОУ)
Автор: Растокина Любовь Викторовна
Мастер-класс для родителей «Организация логопедических занятий дома по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков».
Дата проведения 13.02.2020г.
Цель: Познакомить родителей с важностью и с формами участия семьи в развитии речи детей (звуко-произносительной стороны речи).
Задачи: 1) Оптимизировать взаимосвязь и взаимопомощь участников образовательного процесса в коррекции звукопроизношения воспитанников ДОУ.
2) Обозначить этапы работы по коррекции звукопроизношения в детском саду и дома.
3) Активизировать знания родителей о требованиях к проведению и содержанию артикуляционной гимнастики.
4) Способствовать созданию положительного эмоционального настроя к логопедическим занятиям.
5) Развивать творческие умения родителей.
Оборудование:
- Большое настенное зеркало
- Индивидуальные зеркала (по количеству участников)
- Интерактивная доска
- Карточки с изображением артикуляционных профилей
- «Солнышко», вырезанное из бумаги
- Буклеты с изображением и описанием артикуляционных упражнений
- Конфеты чупа-чупс (по количеству участников)
- Воздушные шарики (по количеству участников мастер-класса)
Методические рекомендации:
Проводить мастер-класс рекомендуется в группе по 4-6 человек в целях создания комфортной, доброжелательной, деловой обстановке ; повышения эффективности и качества предлагаемого процесса.
Ход работы:
Приветствие логопедом родителей, ознакомление с темой, целью и задачами мастер-класса (использование интерактивной доски).
Использование логопедом «Ласкового солнышка» при знакомстве друг с другом (по кругу пускается бумажное «Солнышко», на лучиках которого каждый из участников мероприятия пишет в уменьшительно-ласкательной форме имени предыдущего участника группы), констатация положительного результата.
Логопед:
Первые пять лет жизни у ребенка активно развиваются органы артикуляции, отвечающие за правильную и красивую речь.
Родители – самые первые и самые важные учителя для своего ребенка.
Речь – чудесный дар природы, не дается человеком от его рождения… Взрослым необходимо приложить много усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Этот мастер-класс поможет нам объединить усилия для успешного решения поставленных задач.
Важно помнить, что работа по коррекции недостатков звукопроизношения включает 3 основных этапа:
1. Подготовительная гимнастика (артикуляционная, дыхательная, развитие фонематических процессов)
2. Постановка звука
3. Закрепление звуков в слогах, в словах и его введение в речь.
Наиболее подробно сегодня мы рассмотрим работу на первом этапе коррекции звукопроизношения. Подготовительная работа предполагает:
- формирование и совершенствование у ребенка фонематических процессов (фонематического слуха, внимания, памяти, умения различать речевые звуки, начала фонематического анализа и синтеза);
- укрепление мышц, координирование и оптимизацию движений артикуляционного аппарата;
- коррекцию неречевого и речевого дыхания.
В зависимости от конкретного случая длительность подготовительного этапа может варьироваться от нескольких занятий до нескольких недель. Это определяется уровнем сформированности артикуляционной моторики, состоянием фонематических процессов, а также индивидуальными особенностями ребенка. Выполнение родителями с ребенком комплекса определенных целенаправленных упражнений помогает подготовить артикуляционный аппарат к правильному звукопроизношению. Для формирования полноценных движений мышц переферической части артикуляционного аппарата (губ, челюсти, языка) необходима артикуляционная гимнастика.
Методические рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики:
- ежедневные проведения артикуляционной гимнастики (желательно два раза в день);
- соблюдение последовательности и ритмичности артикуляционных движений;
- проведение артикуляционных упражнений сначала в медленном, затем в более быстром темпе;
- проведение упражнений в игровой форме перед зеркалом в хорошо проветренном помещении;
- достижение четкости и правильности выполнения артикуляционных упражнений;
- оптимальное чередование видов деятельности, избегание переутомления ребенка;
- соблюдение определенного количества времени для упражнений на статику (удержание артикуляционной позы 5-10 секунд), количества повторений для упражнений на динамику (повтор движений 5-10 раз);
- обеспечение активности и заинтересованности ребенка.
Практическая часть:
Логопед раздает родителям зеркала, буклеты с изображением и описанием артикуляционных упражнений, артикуляционные профили и рассказывает сказку «Сказка о веселом язычке»:
- «Жил был Веселый Язычок. У него был дом – рот. В доме было 2 двери:
1-я дверь – губы (упр. «Заборчик»), 2-я дверь – зубы (упр. «Окошко»).
Язычок любит спать. У него есть подушка – нижняя губа (упр. «Лопатка»).
Нетрадиционная «Сладкая зарядка»
(упражнения с чупа-чупсом)
1. Удержание губами (зубами) развернутого чупа-чупса 5 -10 секунд.
2. Одновременное удержание губами (зубами) развернутого чупа-чупса 5 -10 секунд с движением палочкой чупа-чупса сначала вверх-вниз, затем из стороны в сторону.
3. Удержание леденца языком (язык в форме «чашечки»).
4. Прижимание чупа-чупсом «грибка» к небу.
5. Движение леденцом по средней линии язычка от кончика к корню и обратно (5-10 раз).
Окончание мастер-класса:
Логопед предлагает участникам группы надуть воздушные шарики под релаксационную музыку, подарить их друг другу и желает успехов в использовании рекомендованных приемов для коррекции звукопроизношения.