Инновационные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР при ознакомлении с миром профессий
Автор: Куклева Ольга Вячеславовна
«Игровые технологии в работе с детьми с ТНР в процессе ознакомления с миром профессий»
В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. В нашем городе проблема усугубляется недостаточной информированностью детей о профессиях. Существует проблема игнорирования вопросов раннего профориентационного воспитания дошкольников. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе. Создавшаяся ситуация заставила нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы, начинать которую необходимо с дошкольного возраста. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом.
Отличительной особенностью работы в группе детей с ТНР является комплексный подход к решению коррекционных и развивающих задач. При этом особо подчеркивается важность выбора адекватных возрасту форм работы с детьми. Наиболее значимой формой, методом обучения и освоения социального опыта для дошкольников, безусловно, является игра.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Она активизирует воспитанников, повышает познавательный интерес, способствует развитию творчества. Позволяет варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от
уровня освоения материала. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Нами было составлено и изготовлено множество различных игр. При составлении игр старались, чтобы они развивали как можно больше речевых функций и решали поставленные познавательные задачи, направленные на раннюю профориентацию дошкольников («Скорая помощь», «Проверь себя, «Отгадай профессию» и др.).
К самым популярным в молодежной среде играм относится «Активити». «Активити» -это игра для общения. Она основана на обмене идеями между игроками. В игре используются все обычные формы общения: мимика, вербальные и графические описания. С английского «activity» переводится как активность, энергичность, деятельность. И действительно, «Активити» — настольная игра, играть в которую пассивно не удастся. Нами была разработана авторский вариант игры «Активити» (по тематическому содержанию «Профессии»). Игра позволяет ребенку развить много полезных навыков и узнать много нового в ходе увлекательной игры. Игровая задача — объяснить слова, записанные на карточках заданий. Каждое из них можно объяснять одним из заданных способов: пантомимой, через синонимы или рисунком.
Использование «Активити» в образовательной деятельности детей в коррекционной группе помогает часть сложной работы по устранению проблем недоразвития речи превратить в увлекательную игру. Это возможность комплексно решать задачи социального, речевого, познавательного, художественного развития воспитанников, эффективно выравнивать их речевое и психофизическое развитие.
Для детей с ОНР в связи с небольшим коммуникативным опытом и познаниями довольно важно расширять запас слов как путем узнавания новых, так и умением объяснить синонимами или описанием знакомые слова. Описывая то, что увидел на картинке, ребенок обретает вышеуказанные умения. Кроме того, эта игра эмоционально насыщена и даже непростые речевые задачи в такой ситуации решаются с удовольствием. Дети упражняются в использовании фразовой речи, употреблении частей речи, словообразовании. «Активити» позволяет закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными, произносить слова со сложной слоговой структурой, не искажая их в речевом потоке. В игре актуализируется накопленный словарь и достигнутые речевые умения детей. В результате, играя в «Активити», ребенок учится эффективной коммуникации и расширяет свой кругозор.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. В этом нам помогли ИКТ. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно-коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.
ИКТ являются перспективным средством в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. Преимущество компьютера перед классическим занятием в том, что анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе.
Компьютерные интерактивные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию, учат классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки. Применение современных ИКТ для коррекции речи способствует развитию самоконтроля у детей, повышает мотивацию к знанию, значительно сокращает время формирования произносительных навыков.
При использовании в работе с детьми интерактивных игр у дошкольников развилось слуховое восприятие, логическое мышление, зрительная и слуховая память, сформировались навык правильного произношения, умение связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания и предложения, обогатился словарный запас. Дети в игровой форме познакомились с профессиями, с инструментами, необходимыми для каждой профессии и т.п. Использование интерактивной доски дало возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс в совместной деятельности и повысить его эффективность. Нами были разработаны интерактивные игры по профессиям: повар, модельер, спасатель МЧС, художник.
Еще одним средством для наиболее эффективного знакомства и освоения детьми с ОНР мира профессий стало разработанное нами пособие по логопедическим играм «Чистоговорки с наглядной основой».
Как всякая игра, чистоговорка легко воспринимается детьми, а замена слов на визуальный образ не только облегчает запоминание материала, но и развивает память, воображение, внимание, обогащает словарь, способствует становлению правильного звукопроизношения, развивает связную речь.
Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. А вообще чистоговорка - это шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций.
Так же интересно с помощью чистоговорки знакомить детей с разными профессиями. Закреплять и расширять знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов. Учить навыкам составления простых и сложных предложений, составлять рассказы по картинке, развивать логическое мышление (скажи голосом разным по тембру как учитель, врач, диктор; добавь слог с определённым звуком: ца-ца-ца – учительни…, ач-ач-ач– вр…; прошагай по слогам: Ра-ра-ра-вызвали мы доктора; подбери слово с заданным звуком: ца-ца – певица; ответь чистоговоркой на вопрос: ик-ик-ик– где каменщик? (ик-ик-ик-на стройке каменщик); назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-стюардесса, сы-сы-стюардессы, ис-ис-много стюардесс); посчитай предметы (ор-ор-ор- один дирижер, Ра-ра-ра -два дирижера); придумай рассказ по картинке (ар-ар-ар-это повар? Ар-ар-ар- что делает повар?).
Таким образом, составленные нами игры и пособия служат эффективным способом решения проблем недоразвития речи. Поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора детей.
Играя, дошкольники учатся решать самостоятельно игровые задачи, пользоваться своими знаниями, выражать их словами, закреплять и оттачивать правильное звукопроизношение. Они побуждают ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. С развитием интереса к труду взрослых у детей появляются первые мечты о будущей профессии, воспитывается уважение к труду. «Активити» так же содействует развитию у детей общительности и решению задач нравственного воспитания - умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, овладение нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании личности дошкольника.
Литература:
1.Т.Б.Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Москва 2008.
2. Шорыгина Т.А. «Профессии, какие они?» – М., 2007.
3. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. – 2009. – №3.
4. В.Э. Темникова «Логопедические игры с чистоговорками»., издательство: ГНОМ и Д, 2008
5.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. — 368 с.