Оптическая дисграфия и ее коррекция
Автор: Иванова Елена Александровна
Оптическая дисграфия и ее коррекции
Оптическая дисграфия – это нарушения на письме, обусловленные несформированностью зрительных, пространственных и моторных процессов. Проявляется стойкими заменами сходных по написанию букв, их зеркальным расположением, ошибками в начертании отдельных буквенных элементов (пропуски, удвоение). Диагностируется по результатам анализа школьных тетрадей ребенка, обследования письменной речи, нейропсихологического тестирования. Работа по коррекции оптической дисграфии включает несколько составляющих: развитие высших зрительных функций, моторной координации, дифференциацию смешиваемых букв.
Проблема оптической дисграфии возникает при недостаточном развитии зрительно-пространственных ориентировок, моторной координации. Это приводит к затруднению усвоения ребенком визуального и графического образа буквы, усложняет начальный этап обучения письму.
Предпосылки для последующего нарушения письма можно заметить еще в дошкольном возрасте. В процессе рисования дети плохо ориентируются на листе бумаги, изображают несоразмерные по масштабу детали. Для них характерна плохая зрительная память, неразвитость мелкой моторики, неточность представлений о цвете и форме предметов.
В процессе овладения письмом в начальной школе у детей выявляются весьма специфичные ошибки, связанные с трудностями усвоения графических символов. Для оптической дисграфии типичны зрительные, моторные, зрительно-пространственные, зрительно-моторные ошибки:
-замены оптически похожих букв, различающихся надстрочно и подстрочно расположенными элементами (друг – вруг, опушка-опишка);
-замены букв, состоящих из похожих, но различных по количеству элементов (молоко – момоко);
-пропуски элементов при соединении букв в слово или дописывание лишних элементов;
-написание букв в зеркальном отображении (с, э, е);
-неправильное расположение элементов букв (т – пп, х–сс);
-разная величина букв, смешение строчных и заглавных букв;
-несоблюдение линии строки, наклона букв, интервала между словами (слишком большое или маленькое расстояние).
У ребенка с оптической дислексией страдает навык чтения. Отмечается неправильное опознавание букв, чтение справа налево, пропуски слов, чтение только одной половины слова или фразы.
Cледствие любой дисграфии, в том числе оптической – это школьная неуспеваемость. К ребенку приклеивается ярлык «отстающего» по русскому языку и литературе. Мотивация к обучению снижается, каждый классный урок и домашнее задание вызывает стресс. Закрепляется нежелание посещать в школу, формируются невротические реакции, замкнутость, агрессивность. Могут возникать конфликты с педагогами.
Коррекция оптической дисграфии
Логопедические занятия по преодолению оптической дисграфии включает следующие направления:
Формирование пространственных представлений. У детей с оптической дисграфией необходимо развивать пространственную ориентацию в окружающей среде, на собственном теле, В рамках данного направления работают над дифференциацией понятий «слева-справа», «вверху-внизу», «спереди-сзади».
Так же необходимо учить ребенка ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу. Располагать предметы и из изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Развитие зрительных функций (гностических, мнестических). Проводится работа над расширением объема зрительной памяти, уточнением цветов и формы предмета. Ребенка учат узнавать предметы по контуру, выделять наложенные друг на друга изображения. В дальнейшем акцент смещается на узнавание и дифференциацию сходных букв, соотнесение образа буквы с предметами.
Здесь нам помогут:
-разрезные картинки;
-зашумленные изображения;
-лабиринты (сначала проводим пальчиком, затем карандашом, а затем уже только глазами);
-конструирование по образцу из палочек и фигур.
Развитие графомотрных навыков. На начальном этапе выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, самомассаж и массаж кистей, ладоней, суджок-терапию. Для подготовки кисти к письму полезны игры с использованием мелких предметов, лепка, штриховка, обводка по контуру и трафарету, собирание мозаики и конструкторов. Затем переходят к графическим диктантам, отработке написания элементов букв.
Формирование буквенного гнозиса. В рамках этого направления решается задача дифференциации букв, имеющих сходство по оптическим и кинетическим признакам.
На этом этапе можно использовать следующие игры:
-«Сделай букву». Необходимо выложить букву из камушек, шнурков, крупы, пуговиц, пластилина. Так ребенок физически ощутит правильное направление элементов букв и перестанет их путать
- «Разрезные буквы». Нарисовать и разрезать буквы на части, а ребенок должен собрать.
- «Найди букву». Берем карточки или объемные буквы, перемешиваем, просим найти заданную и придумать слово. Более сложный вариант этого задания корректурная проба Бурдона.
-«Дорисуй». Нарисуйте линию, пусть ребенок дорисует букву.
-«Сыщик». На листе пишем много разных букв, ребенок находи заданную и обводит в кружок.
-«Конструируем». Из конструктора собираем буквы (хорошо лего-дупло подойдет).
- «Найди ошибку». Ребенок должен найти неправильно написанные буквы, слова и цифры и исправить их.
Целесообразно приучать ребенка к письму букв, слогов, слов с проговариванием сначала вслух, затем «про себя».
Эффективность устранения оптической дисграфии зависит от комплексности подхода, учета всех механизмов нарушения. При правильно выстроенной логопедической работе ко времени перехода ребенка из начального звена в среднее ошибки исчезают или их количество заметно сокращается.
Профилактика оптической дисграфии должна начинаться задолго до начала школьного обучения. Она заключается в развитии у дошкольников зрительного восприятия, пространственных ориентировок, моторных навыков.
Автор: Иванова Елена Александровна
Учитель-логопед ГБОУ №2089